Кружок «Пешеходный туризм»
- Возраст обучающихся — 10 — 18 лет
- Срок реализации — 3 года
- Автор: Мареев Святослав Олегович, педагог дополнительного образования ЦДО «Интеллект»
Кружок работает по дополнительной общеобразовательной программе «Пешеходный туризм».
Пешеходный туризм, как явление многогранное, состоит из множества аспектов, объединяющим звеном которых является туристско-краеведческая работа. Туристско-краеведческая работа является частью дополнительного образования детей, призванного обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его потребностей к творчеству. В силу специфики этой работы появляется особая возможность содействия личностному самоопределению школьников, их адаптации к жизни в динамично меняющемся обществе, приобщения к здоровому образу жизни.
Краеведение и туризм – два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания. Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности, объединяет все стороны воспитания и развития: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое.
Основными задачами кружка является:
- Обучить школьников основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с туристским снаряжением.
- Помочь ребёнку развиваться через социально-активное взаимодействие с людьми путём участия в соревнованиях по туристской технике и участию в походах разного уровня сложности.
- Обучить школьников ориентированию на местности и по карте.
- Укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность.
- Создать условия для развития мотивации личности к активной жизненной позиции.
- Способствовать воспитанию мировоззрения и развить навыки экологически грамотного поведения в природе, прививать экологическую этику и эстетику.
- Создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся.
- Развивать наблюдательность и внимание.
Форма обучения : групповая.
Учебно-тематический план образовательной программы «Пешеходный туризм» 1 — й год обучения
№п/п | Наименование тем и разделов | Часы всего | Часы теория | Часы практика |
1 | Введение. | 2 | 2 | |
1.1 | Информация о целях, задачах и работе кружка. Техника безопасности. | 2 | 2 | |
2 | Походная подготовка. Туристский быт. | 24 | 16 | 8 |
2.1 | Подготовка к походу. Правила путешествий. Техника безопасности в походе. | 2 | 2 | |
2.2 | Групповое снаряжение. Укладка рюкзака. | 2 | 2 | |
2.3 | Движение в походе. | 6 | 2 | 4 |
2.4 | Организация бивачных работ. | 8 | 4 | 4 |
2.5 | Доврачебная помощь. | 1 | 1 | |
2.6 | Питание в походе. Составление каждодневного меню в походе. | 1 | 1 | |
2.7 | Правила составление отчёта о походе. | 4 | 4 | |
3 | Специальная подготовка по технике пешеходного туризма. | 52 | 12 | 40 |
3.1 | Специальное личное снаряжение. Страховочная система. | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Узлы. | 8 | 4 | 4 |
3.3 | Работа с верёвками. | 4 | 3 | 1 |
3.4 | Работа с карабинами. | 4 | 3 | 1 |
3.5 | Личное прохождение этапов спортивного туризма. Дистанция пешеходная. | 12 | 12 | |
3.6 | Командное прохождение дистанции по спортивному туризму. Дистанция пешеходная. | 8 | 8 | |
3.7 | Соревнования по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные. | 12 | 12 | |
4 | Общая физическая подготовка. | 12 | 12 | |
4.1 | Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения. | 2 | 2 | |
4.2 | Силовая подготовка. | 2 | 2 | |
4.3 | Беговая подготовка. | 8 | 8 | |
5 | Спортивное ориентирование. | 36 | 14 | 22 |
5.1 | Краткие сведения о спортивном ориентировании. | 1 | 1 | |
5.2 | Виды соревнований по спортивному ориентированию. Топографическая подготовка. | 2 | 2 | |
5.3 | Карта, план, компас. | 4 | 4 | |
5.4 | Условные знаки. | 3 | 3 | |
5.5 | Азимут. Движение по азимуту. | 6 | 4 | 2 |
5.6 | Соревнования по спортивному ориентированию. | 20 | 20 | |
Походы | 90 | 90 | ||
Всего | 216 | 44 | 172 |