Кружок «Юные туристы-краеведы»
- Возраст обучающихся – от 7 до 16 лет
- Срок реализации – 1 год
- Автор: Кудринская Нина Николаевна, педагог дополнительного образования ЦДО «Интеллект»
- Кружок работает по дополнительной общеобразовательной программе «Юные туристы-краеведы».
Основное содержание «Программы» включает:
- ознакомление детей с туризмом-краеведением как особом здоровом образе жизни человека;
- введение детей в «окружающий мир» (природный, социальный, мир людей и т. д.) как неотъемлемой его частицы; его познание, преобразование; приобретение жизненного опыта (опыт отношений, общения, сотрудничества, взаимопонимания);
- «открытие» детьми самих себя; своих интересов; склонностей; вооружение детей «базисными» туристско-краеведческими знаниями, умениями, а также новыми знаниями, умениями, навыками, впечатлениями, получаемые в походах, экспедициях;
- формирование особого поведения, проявления определенных действий, поступков;
- освоение детьми «Кодекса туриста» (нравственных норм, правил);
- приобщение к коллективной деятельности, самоуправленческой, творческой;
- вооружение знаниями, умениями обеспечения личной безопасности, сохранения и умножения здоровья;
- физическую подготовку и развитие детей;
- формирование опыта организатора-руководителя туристско-краеведческой группы; смотра, слета, соревнований.
Форма обучения: групповая. Для записи в кружок необходим допуск врача!
Учебно-тематический план работы кружка «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ»
№№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | |||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1. Введение | |||||||||
1.1 | Оздоровительная роль туризма | 2 | 1 | 1 | |||||
1.2 | Правила поведения юных туристов | 4 | 1 | 3 | |||||
6 | 2 | 4 | |||||||
2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста | |||||||||
2.1 | Основы безопасности в природной среде | 2 | 1 | 1 | |||||
2.2 | Основы безопасности дома и в школе | 2 | 1 | 1 | |||||
2.3 | Личное снаряжение и уход за ним | 4 | 1 | 3 | |||||
2.4 | Питьевой режим на туристской прогулке | 2 | 0 | 2 | |||||
2.5 | Групповое снаряжение и уход за ним | 8 | 1 | 7 | |||||
2.6 | Индивидуальный и групповой ремонтный набор | 2 | 1 | 1 | |||||
2.7 | Организация биваков и охрана природы | 7 | 1 | 6 | |||||
2.8 | Туристская группа на прогулке (экскурсии) | 15 | 2 | 13 | |||||
42 | 8 | 34 | |||||||
3. Азбука топографии | |||||||||
3.1 | Земля и карта | 4 | 1 | 3 | |||||
3.2 | План местности | 4 | 1 | 3 | |||||
3.3 | Условные знаки | 10 | 2 | 8 | |||||
18 | 4 | 14 | |||||||
4. Туристское и экскурсионное ориентирование | |||||||||
4.1 | Ориентирование по сторонам горизонта | 4 | 1 | 3 | |||||
4.2 | Ориентирование на местности | 10 | 2 | 8 | |||||
4.3 | Виды туристского ориентирования | 21 | 3 | 18 | |||||
4.4 | Экскурсионное ориентирование | 9 | 1 | 8 | |||||
44 | 7 | 37 | |||||||
5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь | |||||||||
5.1 | Личная гигиена юного туриста | 3 | 1 | 2 | |||||
5.2 | Оказание первой доврачебной помощи | 5 | 1 | 4 | |||||
5.3 | Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок | 3 | 1 | 2 | |||||
5.4 | Индивидуальная и групповая медицинская аптечки | 3 | 1 | 2 | |||||
5.5 | Способы транспортировки пострадавшего | 5 | 1 | 4 | |||||
19 | 5 | 14 | |||||||
6. Основы краеведения | |||||||||
6.1 | Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи | 3 | 1 | 2 | |||||
6.2 | Изучение района путешествия | 5 | 1 | 4 | |||||
6.3 | Природа моего края | 16 | 2 | 14 | |||||
24 | 4 | 20 | |||||||
7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма | |||||||||
7.1 | Пешеходный туризм | 28 | 4 | 24 | |||||
7.2 | Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна) | 9 | 1 | 8 | |||||
37 | 5 | 32 | |||||||
8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка | |||||||||
8.1 | Общая физическая подготовка и оздоровление организма | 20 | 2 | 18 | |||||
8.2 | Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование обучающихся | 6 | 6 | ||||||
26 | 2 | 24 | |||||||
Итого за период обучения: | 216 | 37 | 179 | ||||||
Зачетный летний поход — вне сетки часов.