Кружок «Пешеходный туризм»

Кружок «Пешеходный туризм»

  • Возраст обучающихся — 10 — 18 лет
  • Срок реализации — 3 года
  • Автор: Мареев Святослав Олегович, педагог дополнительного образования ЦДО «Интеллект»

Кружок работает по дополнительной общеобразовательной программе «Пешеходный туризм».

Пешеходный туризм, как явление многогранное, состоит из множества аспектов, объединяющим звеном которых является туристско-краеведческая работа. Туристско-краеведческая работа является частью дополнительного образования детей, призванного обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его потребностей к творчеству. В силу специфики этой работы появляется особая возможность содействия личностному самоопределению школьников, их адаптации к жизни в динамично меняющемся обществе, приобщения к здоровому образу жизни.

 Краеведение и туризм – два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания. Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности, объединяет все стороны воспитания и развития: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое.

Основными задачами кружка является:

  1. Обучить школьников основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с туристским снаряжением.
  2. Помочь ребёнку развиваться через социально-активное взаимодействие с людьми путём участия в соревнованиях по туристской технике и участию в походах разного уровня сложности.
  3. Обучить школьников ориентированию на местности и по карте.
  4. Укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность.
  5. Создать условия для развития мотивации личности к активной жизненной позиции.
  6. Способствовать воспитанию мировоззрения и развить навыки экологически грамотного поведения в природе, прививать экологическую этику и эстетику.
  7. Создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся.
  8. Развивать наблюдательность и внимание.

Форма обучения : групповая.

Учебно-тематический план образовательной программы «Пешеходный туризм» 1 — й год обучения

№п/п Наименование тем и разделов Часы всего Часы теория Часы практика
1 Введение. 2 2  
1.1 Информация о целях, задачах и работе кружка. Техника безопасности. 2 2  
2 Походная подготовка. Туристский быт. 24 16 8
2.1 Подготовка к походу. Правила путешествий. Техника безопасности в походе. 2 2  
2.2 Групповое снаряжение. Укладка рюкзака. 2 2  
2.3 Движение в походе. 6 2 4
2.4 Организация бивачных работ. 8 4 4
2.5 Доврачебная помощь. 1 1  
2.6 Питание в походе. Составление каждодневного меню в походе. 1 1  
2.7 Правила составление отчёта о походе. 4 4  
3 Специальная подготовка по технике пешеходного туризма. 52 12 40
3.1 Специальное личное снаряжение. Страховочная система. 4 2 2
3.2 Узлы. 8 4 4
3.3 Работа с верёвками. 4 3 1
3.4 Работа с карабинами. 4 3 1
3.5 Личное прохождение этапов спортивного туризма. Дистанция пешеходная. 12   12
3.6 Командное прохождение дистанции по спортивному туризму.  Дистанция пешеходная. 8   8
3.7 Соревнования по спортивному туризму в дисциплине дистанции пешеходные. 12   12
4 Общая физическая подготовка. 12   12
4.1 Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения. 2   2
4.2 Силовая подготовка. 2   2
4.3 Беговая подготовка. 8   8
5 Спортивное ориентирование. 36 14 22
5.1 Краткие сведения о спортивном ориентировании. 1 1  
5.2 Виды соревнований по спортивному ориентированию. Топографическая подготовка. 2 2  
5.3 Карта, план, компас. 4 4  
5.4 Условные знаки. 3 3  
5.5 Азимут. Движение по азимуту. 6 4 2
5.6 Соревнования по спортивному ориентированию. 20   20
  Походы 90   90
  Всего 216 44 172