Кружок «Пешеходный туризм»
- Возраст обучающихся: 10-18 лет
- Срок реализации: 2- года
- Автор: Куроптева Т. А., педагог дополнительного образования ЦДО «Интеллект»
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является укрепление здоровья учащихся. Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентирована на активное приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни и носит образовательный характер.
Актуальность программы заключается в том, что туристические походы и экскурсии очень привлекательны для детей, так, как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства, и изучения природного, культурного и исторического наследия Родного Края. Программа носит образовательно-развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Цель программы: формирование активной жизненной позиции учащихся на основе интереса к природному, историческому, культурному наследию своего края, пробуждение патриотизма, популяризация здорового образа жизни, овладение навыками безопасности жизнедеятельности.
Задачи программы:
- Обучить школьников основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с туристическим снаряжением.
- Помочь ребёнку развиваться через социально-активное взаимодействие с людьми путём участия в соревнованиях по туристической технике и участию в походах разного уровня сложности.
- Обучить школьников ориентированию на местности и по карте.
- Укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность.
- Создать условия для развития мотивации личности к активной жизненной позиции.
- Способствовать воспитанию мировоззрения и развить навыки экологически грамотного поведения в природе, прививать экологическую этику и эстетику.
- Создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся.
- Развивать наблюдательность и внимание.
Тематический план (1 – год обучения)
| № п\п |
Наименование темы |
Количество часов | ||
| теория | практика | всего | ||
| 1. Общий раздел | ||||
| 1.1. | История развития туризма. Виды туризма | 1 | 1 | |
| 1.2. | Туристические возможности родного края | 1 | 2 | 3 |
| 1.3. | Природа, история, культура родного края (экскурсии) | 2 | 16 | 18 |
| 2. Начальная туристская подготовка | ||||
| 2.1. | Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь. | 3 | 10 | 13 |
| 2.2. | Психологическая подготовка к участию в походе | 2 | 2 | 4 |
| 2.3. | Правила безопасности в походе, подготовка похода | 3 | 5 | 8 |
| 2.4. | Личное и групповое снаряжение | 2 | 8 | 10 |
| 2.5. | Питание в походе | 1 | 3 | 4 |
| 2.6. | Туристический бивак | 2 | 8 | 10 |
| 2.7. | Основы техники и тактики пешеходного туризма | 6 | 24 | 30 |
| 2.8. | Топография и основы ориентирования на местности | 4 | 16 | 20 |
| 2.9. | Проведение туристических походов | — | 32 | 32 |
| 2.10. | Участие в соревнованиях | — | 18 | 18 |
| 2.11. | Подведение итогов походов и выступлений на соревнованиях | 1 | 4 | 5 |
| 3. Общая физическая подготовка | ||||
| 3.0 | Общая физическая подготовка туриста | 2 | 30 | 32 |
| 3.1. | Специальная физическая подготовка туриста | 1 | 7 | 8 |
| Всего: | 31 | 185 | 216 | |
Тематический план (второй год обучения)
| № п\п | Наименование темы. | Количество часов | ||
| Теория | Практика | Всего | ||
| 1. Общий раздел | ||||
| 1.1. | Итоги летнего периода. План работы на новый учебный год. | 1 | 1 | |
| 1.2. | Природа, история, культура родного края (экскурсии) | 2 | 18 | 20 |
| 2. Организация и подготовка походов и соревнований | ||||
| 2.1. | Гигиена туриста и первая доврачебная помощь | 4 | 10 | 14 |
| 2.2. | Зеленая аптека | 2 | 4 | 6 |
| 3.Туристическая подготовка | ||||
| 3.1 | Привалы и биваки | 2 | 12 | 14 |
| 3.2. | Значение и организация питания в походе | 2 | 4 | 6 |
| 3.3. | Личное и групповое снаряжение | 3 | 7 | 10 |
| 3.4 | Техника и тактика пешеходного туризма | 4 | 26 | 30 |
| 3.5. | Участие в соревнованиях | 18 | 18 | |
| 3.6. | Проведение туристических подходов | 32 | 32 | |
| 3.7. | Топография и ориентирование на местности | 6 | 16 | 22 |
| З.8 | Подготовка похода | 1 | 4 | 5 |
| 4.Общая физическая подготовка | ||||
| 4.1 | Общая и специальная физическая подготовка | 6 | 32 | 38 |
| Итого: | 33 | 183 | 216 | |





















