Кружок «Историческое краеведение»
- Возраст обучающихся – 7-11 классы
- Срок реализации – 3 года.
- Автор: Жукова Марина Фридмановна, педагог дополнительного образования ЦДО «Интеллект»
Крым – многонациональная культура и передовая научная база. Внимание к примечательным фактам истории способствует росту интереса к истории Республики и России в целом, что благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.
Данная программа ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой родины – Республика Крым, как части России. Большое значение программа предаёт краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Основные направления краеведческой работы:
Историко-краеведческое — сбор материалов и фактов о жизни и обычаях народов Крыма; Знакомство с культурой края; Изучение истории Крыма;
Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Крыма;
Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Программа по дополнительному образованию «Историческое краеведение» способствует развитию у учащихся:
- Владение историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития края; Приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
- Владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
- Обработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного исследования.
Тематические блоки – модули программы «Историческое краеведение».
Блок модуль «Историческое прошлое Крыма».
№ | Тема №1 Юго-Восточная часть Крымского полуострова | Количество часов | Всего часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Киммерийцы и ранние скифы | 2 | ||
2 | Боспорское государство | 2 | ||
3 | Пантинкапей – столица | 2 | ||
4 | Некрополь Пантикапея | 2 | ||
5 | Гунны, готы 3 – 4 вв. н. э. | 2 | ||
6 | Античная Феодосия | 2 | ||
7 | Кафа – королева Черного моря | 2 | ||
8 | Кефе, Кучук-Стамбул в период Османской империи | 2 | ||
9 | Солхат-Кырым столица Крымского улуса Золотой орды | 2 | ||
10 | Коктебель – географическое положение, история основания | 2 | ||
11 | Судак – от 212 г. Н.э. до 1389 г. | 2 | ||
12 | Солдайя –военно опорный центр генуэзских колоний | 2 | ||
13 | Парадиз – историческое прошлое | 2 | ||
14 | Новый Свет – родина русского шампанского | 2 | ||
15 | Арпаты как эскурсионный объект | 2 | ||
16 | Путь от Нового Света до Алушты | 2 | ||
17 | Поход: Башня Константина, цитадель Кафы, форштадт | 8 | ||
18 | Поход: Караимское кладбище. Холм Митридат, восточный склон горы Тепе-Оба | 8 | ||
19 | Поход: вершина горы Тепе-Оба конденсатор Зибольда | 8 | ||
Итого | 32 | 24 | 56 |
№ | Тема № 2 Южный берег КРЫМА | Количество часов | Всего часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Византия в Крыму – 6 век н. э. | 2 | ||
2 | Особенности развития курорта. | 2 | ||
3 | Артек – международный детский центр | 2 | ||
4 | Ялта – прошлое и настоящее. | 2 | ||
5 | Дворцы южнобережья. | 2 | ||
6 | Эмблема Крыма – «Ласточкино гнездо» | 2 | ||
7 | От Симеиза до Фороса | 2 | ||
8 | Крымско-Кавказский горный клуб – В.Н. Дмитриев | 2 | ||
9 | Поход: Гора Клементьева – Узунсырт. Король штопора | 8 | ||
10 | Поход: Старый Крым – мечеть Бейбарса, мечеть Хана Узбека, Сурбхач | 8 | ||
11 | Поход: Старый Крым – мемориальное кладбище, музей А.С. Грина, музей К.Паустовского, литературно-краеведческий музей | 8 | ||
Итого | 16 | 24 | 40 |
Тема № 3 Юго-западный Крым | Количество часов | Всего часов | ||
Теория | Практика | |||
1 | Херсонес – демократическое государство | 2 | ||
2 | Основание Севастополя | 2 | ||
3 | Зарождение Черноморского флота | 2 | ||
4 | Крымская война 1853 – 1856 гг. | 2 | ||
5 | Памятники Севастополя | 2 | ||
6 | Ашлама – Дере первая столица Крымского ханства | 2 | ||
7 | Чуфут Кале – Караимы в Крыму | 2 | ||
8 | Основание Бахчисарая. Ханский дворец. Путешествие Екатерины II. | 2 | ||
9 | Пещерные города, Мангуп – княжество Феодоро | 2 | ||
10 | Каламита и Чембало – 15 век. | 2 | ||
11 | Поход: Культовые постройки в Феодосии и пос. Орджоникидзе, хребет Джанкуторан. | 8 | ||
Итого | 20 | 8 | 28 |
Тема № 4 Центральный Крым и его степная часть | Количество часов | Всего часов | ||
Теория | Практика | |||
1 | Саки – зарождение курорта. | 2 | ||
2 | Евпатория – историческое прошлое, курорт | 2 | ||
3 | Неаполь Скифский – столица поздних Скифов | 2 | ||
4 | Карасу – Базар столица Тавриды | 2 | ||
5 | Джанкой – железнодорожный узел | 2 | ||
Итого | 10 | 10 |
Блок модуль «Военно-историческое прошлое Крыма»
Тема «Военно-историческое прошлое Крыма» | Количество часов | Всего часов | ||
Теория | Практика | |||
1 | Русско – Турецкие войны 1771 – 1783 гг. | 2 | ||
2 | Великая Отечественная война в Крыму | 2 | ||
3 | Оборона Севастополя | 2 | ||
4 | Керченско-Феодосийская десантная операция | 2 | ||
5 | Партизанская борьба 1941 – 1944 гг. | 2 | ||
6 | Оборона Аджимушкая 1941 – 1942 гг. | 2 | ||
7 | Освобождения Крыма: 8 апреля – 12 мая 1944 г. | 2 | ||
8 | Поход: Краеведческий музей – отдел Великой Отечественной войны, памятники Феодосии на месте расстрелов. | 8 | ||
Итого | 14 | 8 | 22 |
Блок-модуль «Литературный и научный Крым»
№ | Тема «Литературный и научный Крым в библиографии» | Количество часов | Всего часов | |
Теория | Практика | |||
1 | А. С. Пушкин в Крыму – 1820 г. | 2 | ||
2 | Коктебель – центр серебряного века | 2 | ||
3 | А. С. Грин – писатель фантаст | 2 | ||
4 | Литературный Старый Крым | 2 | ||
5 | Феодосия и Айвазовский | 2 | ||
6 | Константин Симонов в Крыму | 2 | ||
7 | Илья Сельвинский – крымчанин | 2 | ||
8 | Белая дача А. П. Чехова | 2 | ||
9 | Леся Украинка – Саки, Ялта | 2 | ||
10 | А. И. Куприн в Балаклаве | 2 | ||
11 | Л. Н. Толстой трижды в Крыму | 2 | ||
12 | А. М. Горький – 1891 по 1936 гг. | 2 | ||
13 | Зуев и Габлиц – первые путешественники Крыма | 2 | ||
14 | Докучаев – основоположник почвоведения, Вернадский – геохимик, Обручев – исследователь | 2 | ||
15 | А. Е. Ферсман – минералы Крыма | 2 | ||
16 | Пётр Симон Паллас, Х. Х. Стевен, Биберштейн – наука о биологии | 2 | ||
17 | Поход: Музей А. С. Грина, музей Марины и Анастасии Цветаевой, картинная галерея И. К. Айвазовского | 8 | ||
Итого | 32 | 8 | 40 |
Блок-модуль «Географическое положение Крыма»
№ | Тема «География Крыма» | Количество часов | Всего часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Площадь Крыма, ландшафт почвы | 2 | ||
2 | Климатические особенности в различных районах Крыма | 2 | ||
3 | Три гряды Крымских гор | 2 | ||
4 | Реки и пресные водоёмы, водохранилища | 2 | ||
5 | Пять групп озёр | 2 | ||
6 | Водопады Крыма | 2 | ||
7 | Карст в Крыму | 2 | ||
8 | Подземная жизнь Крымских гор | 2 | ||
9 | Чёрное море и его обитатели | 2 | ||
10 | Азовское море и его обитатели | 2 | ||
Итого | 20 |