Кружок «Историческое краеведение»

Кружок «Историческое краеведение»

  • Возраст обучающихся – 7-11 классы
  • Срок реализации – 3 года.
  • Автор: Жукова Марина Фридмановна, педагог дополнительного образования ЦДО «Интеллект»

Крым – многонациональная культура и передовая научная база. Внимание к примечательным фактам истории способствует росту интереса к истории Республики и России в целом, что благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.

Данная программа ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой родины – Республика Крым, как части России. Большое значение программа предаёт краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Основные направления краеведческой работы:

Историко-краеведческое — сбор материалов и фактов о жизни и обычаях народов Крыма; Знакомство с культурой края; Изучение истории Крыма;

Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Крыма;

Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

Программа по дополнительному образованию «Историческое краеведение» способствует развитию у учащихся:

  1. Владение историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития края; Приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
  2. Владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
  3. Обработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного исследования.

Тематические блоки – модули программы «Историческое краеведение».

Блок модуль «Историческое прошлое Крыма».

Тема №1 Юго-Восточная часть Крымского полуострова Количество часов Всего часов
    Теория Практика  
1 Киммерийцы и ранние скифы 2    
2 Боспорское государство 2    
3 Пантинкапей – столица 2    
4 Некрополь Пантикапея 2    
5 Гунны, готы 3 – 4 вв. н. э. 2    
6 Античная Феодосия 2    
7 Кафа – королева Черного моря 2    
8 Кефе, Кучук-Стамбул в период Османской империи 2    
9 Солхат-Кырым столица Крымского улуса Золотой орды 2    
10 Коктебель – географическое положение, история основания 2    
11 Судак – от 212 г.  Н.э. до 1389 г. 2    
12 Солдайя –военно опорный центр генуэзских колоний 2    
13 Парадиз – историческое прошлое 2    
14 Новый Свет – родина русского шампанского 2    
15 Арпаты как эскурсионный объект 2    
16 Путь от Нового Света до Алушты 2    
17 Поход: Башня Константина, цитадель Кафы, форштадт   8  
18 Поход: Караимское кладбище. Холм Митридат, восточный склон горы Тепе-Оба   8  
19 Поход: вершина горы Тепе-Оба конденсатор Зибольда   8  
  Итого 32 24 56

 

Тема № 2 Южный берег КРЫМА Количество часов Всего часов
    Теория Практика  
1 Византия в Крыму – 6 век н. э. 2    
2 Особенности развития курорта. 2    
3 Артек – международный детский центр 2    
4 Ялта – прошлое и настоящее. 2    
 5 Дворцы южнобережья. 2    
6 Эмблема Крыма – «Ласточкино гнездо» 2    
7 От Симеиза до Фороса 2    
8 Крымско-Кавказский горный клуб – В.Н. Дмитриев 2    
9 Поход: Гора Клементьева – Узунсырт. Король штопора   8  
10 Поход: Старый Крым – мечеть Бейбарса, мечеть Хана Узбека, Сурбхач   8  
11 Поход: Старый Крым – мемориальное кладбище, музей А.С. Грина, музей К.Паустовского, литературно-краеведческий музей   8  
  Итого 16 24 40

 

 

  Тема № 3  Юго-западный Крым Количество часов Всего часов
    Теория Практика  
1 Херсонес – демократическое государство 2    
2 Основание Севастополя 2    
3 Зарождение Черноморского флота 2    
4 Крымская война 1853 – 1856 гг. 2    
5 Памятники Севастополя 2    
6 Ашлама – Дере первая столица Крымского ханства 2    
7 Чуфут Кале – Караимы в Крыму 2    
8 Основание Бахчисарая. Ханский дворец. Путешествие Екатерины II. 2    
9 Пещерные города, Мангуп – княжество Феодоро 2    
10 Каламита и Чембало – 15 век. 2    
11 Поход: Культовые постройки в Феодосии и пос. Орджоникидзе, хребет Джанкуторан.   8  
  Итого 20 8 28

 

  Тема № 4 Центральный Крым и его степная часть Количество часов Всего часов
    Теория Практика  
1 Саки – зарождение курорта. 2    
2 Евпатория – историческое прошлое, курорт 2    
3 Неаполь Скифский – столица поздних Скифов 2    
4 Карасу – Базар столица Тавриды 2    
5 Джанкой – железнодорожный узел 2    
  Итого 10   10


Блок модуль «Военно-историческое прошлое Крыма»
 

                   Тема «Военно-историческое прошлое Крыма» Количество часов Всего часов
    Теория Практика  
1 Русско – Турецкие войны 1771 – 1783 гг. 2    
2 Великая Отечественная война в Крыму 2    
3 Оборона Севастополя 2    
4 Керченско-Феодосийская десантная операция 2    
5 Партизанская борьба 1941 – 1944 гг. 2    
6 Оборона Аджимушкая 1941 – 1942 гг. 2    
7 Освобождения Крыма: 8 апреля – 12 мая 1944 г. 2    
8 Поход: Краеведческий музей – отдел Великой Отечественной войны, памятники Феодосии на месте расстрелов.   8  
  Итого 14 8 22

Блок-модуль «Литературный и научный Крым»

Тема «Литературный и научный Крым в библиографии» Количество часов Всего часов
    Теория Практика  
1 А. С. Пушкин в Крыму – 1820 г. 2    
2 Коктебель – центр серебряного века 2    
3 А. С. Грин – писатель фантаст 2    
4 Литературный Старый Крым 2    
5 Феодосия и Айвазовский 2    
6 Константин Симонов в Крыму 2    
7 Илья Сельвинский – крымчанин 2    
8 Белая дача А. П. Чехова 2    
9 Леся Украинка – Саки, Ялта 2    
10 А. И. Куприн в Балаклаве 2    
11 Л. Н. Толстой трижды в Крыму 2    
12 А. М. Горький – 1891 по 1936 гг. 2    
13 Зуев и Габлиц – первые путешественники Крыма 2    
14 Докучаев – основоположник почвоведения, Вернадский – геохимик, Обручев – исследователь 2    
15 А. Е. Ферсман – минералы Крыма 2    
16 Пётр Симон Паллас, Х. Х. Стевен, Биберштейн – наука о биологии 2    
17 Поход: Музей А. С. Грина, музей Марины и Анастасии Цветаевой, картинная галерея И. К. Айвазовского   8  
  Итого 32 8 40

Блок-модуль «Географическое положение Крыма»

Тема «География Крыма» Количество часов Всего часов
    Теория Практика  
1 Площадь Крыма, ландшафт почвы 2    
2 Климатические особенности в различных районах Крыма 2    
3 Три гряды Крымских гор 2    
4 Реки и пресные водоёмы, водохранилища 2    
5 Пять групп озёр 2    
6 Водопады Крыма 2    
7 Карст в Крыму 2    
8 Подземная жизнь Крымских гор 2    
9 Чёрное море и его обитатели 2    
10 Азовское море и его обитатели 2    
  Итого 20