Кружок «Экскурсоводы»

  • Возраст обучающихся – 8-11 классы
  • Срок реализации –1 год.
  • Автор: Пилявская Галина Юрьевна, педагог дополнительного образования ЦДО «Интеллект»

Наш маленький полуостров заслуживает самого пристального внимания к себе. И наиболее привлекательный способ знакомства с Крымом — это экскурсии. Экскурсия это — одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов природы, окружающей действительности, памятников истории и архитектуры и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.

Главная цель кружка «Экскурсоведение» — научить будущих экскурсоводов методикам составления маршрута, написания контрольного текста, определения методических приемов и техники проведения экскурсии.

Важным этапом подготовки кружковцев является изучение истории родного края, взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом, изучения и сохранения богатств окружающей среды, формирования краеведческих знаний, умений и навыков.

Целью образовательной программы является приобретение учащимися определенных компетенций в процессе занятий географическим краеведением, ознакомления с историей, памятниками археологии, истории и культуры Крымского полуострова.

Основные задачи программы:

— получение знаний об исторических, культурных и природных     памятниках Крыма, их туристического и экскурсионного потенциала

— умение исследовать и рационально использовать научно-популярную литературу, знакомиться и изучать природные богатства, традиции и культуру родного края, климатические и погодные условия, формировать личностное восприятие исследованного материала.

—     получение навыков исследовательской работы – сбор материала, работа с литературой и архивными материалами;

—       получение навыков написания экскурсионных текстов;

—        участвовать в экскурсиях, экспедициях, акциях, поисковой и исследовательской работе.

Программа кружка направлена на формирование системного мышления, углубления знаний, умений и навыков по отдельным учебным дисциплинам и краеведческой работы.

В основу программы «Экскурсоведение» положены базовые блоки:

  • географическое краеведение;
  • историческое краеведение;
  • экскурсионная методика;
  • начальная туристская подготовка;
  • исследовательская работа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название раздела, темы Количество часов
Всего В том числе
теоретических практических
1 РАЗДЕЛ І. Вступительная часть 2 2
1.1. Экскурсия. Что это такое? Цели, задачи, формы. 2 2
2 РАЗДЕЛ ІІ. Краеведение 33 17 16
2.1. Образ Крыма с древних времен и до наших дней 1 1
2.2. Топонимика Крыма: происхождение названия «Крым». Выдающиеся исследователи полуострова 2 2
2.3. Географические особенности родного края. Рельеф, грунты 2 2
2.4. Растительный и животный мир полуострова. 10 2 8
2.5. Геологическое и тектоническое строение края. Полезные ископаемые 4 4
2.6. Туристско-рекреационные ресурсы: климатические, морские и пляжные ресурсы минеральных вод, лечебные грязи, ландшафтно-туристические 8 4 4
2.7. Краеведческие исследования. Оборудование для краеведческих исследований 6 2 4
3 РАЗДЕЛ ІІІ. Историческое краеведение 34 6 28
3.1. Древняя история Крыма (от киммерийцев до крымчаков). 12 4 8
3.2. Культурное наследие юго-восточного Крыма. 2 2
  Экскурсия в картинную галерею Айвазовского 4 4
  Экскурсия в музей Грина 4 4
  Экскурсия в музей древностей 4 4
  Экскурсия в литературно-художественный музей (Старый Крым) 4 4
  Экскурсия в дом-музей Волошина (Коктебель) 4 4
 

4

 

РАЗДЕЛ ІV.Ландшафтные комплексы, природно-заповедные территории и основные туристические объекты  

18

 

2

 

16

4.1 Общая характеристика ландшафтных комплексов, природно-заповедных территорий и основных туристических объектов 2 2
  Экскурсия в заповедник «Карадагский» 8 8
  Экскурсия в Никитский ботанический сад 8 8
5 РАЗДЕЛ V. Экскурсионная методика 32 20 12
5.1 Составление маршрута экскурсии 2 2
5.2 Объезд (обход) маршрута 4 4
5.3 Подготовка контрольного текста 12 12
5.4 Комплектование «портфеля экскурсовода» 4 4
5.5 Определение методических приемов проведения и техники ведения экскурсии, составление методической разработки 10 2 8
6 РАЗДЕЛ VI. Базовая туристская подготовка 20 12 8
6.1 Виды туризма 2 2
6.2 Спортивное ориентирование. Топографическая подготовка 10 2 8
6.3 Туристское снаряжение 2 2
6.4. Организация и проведение краеведческих экскурсий, экспедиций, туристских путешествий 2 2
6.5. Правила санитарии и гигиены. Первая (доврачебная) медицинская помощь        2 2
 

7

РАЗДЕЛ VIII. Подведение итогов 5 1 4
7.1 Экскурсия по городу 4 4
7.2 Итоговое занятие 1 1
  Всего: 144 68 76